Куда идут души некрещённых младенцев?

Posted on: вт, 05/31/2016 - 17:20 By: admin
Вложение Размер
14000.gif 47.03 КБ
Теги

Какова загробная участь некрещенных младенцев? Куда попадают их души? Этот вопрос не раз обсуждался на разного рода форумах и диспутах. На этот вопрос отвечает заведующий кафедрой Богословия Классического приватного университета, профессор и доктор философии, протоиерей Игорь Рябко.

Я предлагаю посмотреть на него с точки зрения Священного Писания, творения Святых Отцов и учителей Церкви, а также коснуться тех заблуждений, которые существовали в истории Церкви по этому вопросу.

Первые некрещенные младенцы, которые прославляются Церковью в лике мучеников, это те, кто пострадал во время гонения Ирода. Не смотря на то, что они не получили возможности ни сознательно уверовать в Бога, ни  быть омытыми водами крещения, Церковь никогда не сомневалась в их небожительстве.

Эти младенцы, как и все те которые по той, или иной причине, не могли быть крещены, были омыты Жертвой Христовой, о чем говорили  многие Отцы Церкви. Святитель Григорий Богослов писал: младенцы "... не принявшие крещения не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы".

При этом слова «не прославлены» отнюдь нельзя понимать как «лишенные славы». Если в боях с неприятелем те воины, которые воюют на передовой и проявляют мужество, венчаются особыми наградами, то те, кто остаётся в тылу, также празднуют победу, хотя и не получают таких наград. Святитель Григорий так и продолжает свою мысль: «Ибо не всякий… недостойный чести достоин уже наказания». Никто из Святых Отцов Восточной Церкви не допускал и мыли о том, что не принявшие крещения младенцы будут лишены Царства Божия.

Преподобный Ефрем Сирин даже допускал мысль о том, что умершие младенцы будут выше святых, при этом он даже не упоминал о их крещении. Можно сказать что данная точка зрения является частным мнением одного из святых, но можно также с уверенностью говорить что общим мнением есть то, что некрещённые младенцы также наследуют Царство Божие, хотя и не будут наслаждаться всей полнотой его радости и блаженства.

Брат святителя Василия Великого, святитель Григорий Нисский в специальной работе под названием «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью» прямо утверждает, что младенцам, как не совершившим никакого зла, ничто не препятствует быть причастниками Света Божия. «Не искусившийся же во зле младенец, поскольку душевным очам его никакая болезнь не препятствует в причастии Света, пребывает в естественном состоянии, не имея нужды в очищении к восстановлению здравия, потому что в начале не приял в душу болезни».

Феофан Затворник пишет: «А дети – все ангелы Божии суть. Некрещёных, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна!».

Известный своей подвижнической жизнью иеромонах Арсений Афонский (XIX в.), будучи спрошен об участи некрещёных младенцев, отвечал: «Касательно младенцев, о коих просят Вас узнать от нас, можно сказать то, что получившие св. Крещение будут радоваться и блаженствовать на небеси во веки, хотя бы кончину получили и нечаянную. Равно не следует отвергать и тех младенцев, которые родились мёртвыми, или не успели быть окрещены: они не виноваты, что не получили св. Крещения, а у Отца Небесного обители многи суть…Молиться за них родители могут с верою в милосердие Божие».

Мнение о блаженной участи некрещённых младенцев относится к области «согласия отцов» (Consensus patrum), и единственным голосом против большинства было мнение блаженного Августина, который считал, что умершие не крещённые младенцы наследуют муку вечную. Католическая Церковь, взяв за основу богословие блаженного Августина, «канонизировало» такую точку зрения. В средневековой католической схоластике возникло даже особое учение о Лимбе.

Лимб – это место в загробном мире между раем и чистилищем, где, согласно католической доктрине, находятся души некрещёных младенцев. Но даже католицизм уже не настаивает на их полной гибели. Римский папа Пий X писал в 1905 году: "Дети, умершие до крещения, попадают в лимб, где они не наслаждаются присутствием Бога, но в то же время и не страдают". А новый Папа Бенедикт XVI решил вообще исключить средневековое учение о лимбе, как ложное, из вероучительной системы Католицизма. В документе, изданном

Международной теологической комиссией и утвержденном этим Папой, утверждается, что традиционная концепция лимба слишком ограниченно отражает идею Спасения. Теперь, согласно новой теории, души умерших младенцев, которых не успели крестить, попадают в рай.

Однако, крестить детей все же необходимо. Блаженный Феодорит Кирский говорит: «Если б единственным смыслом Крещения было оставление грехов, зачем бы тогда крестили новорожденных, которые еще не успели вкусить грех? Но Таинство Крещения не ограничивается этим; Крещение есть обетование больших и совершеннейших даров. В нем суть обетования грядущих радостей; оно есть образ будущего воскресения, общение со Страстями Господними, участие в Его Воскресении, риза спасения, одеяние радости, облачение [сотканное] из света или, скорее, сам свет».

Вот почему мы крестим детей. Поэтому лучше не откладывать крещение младенцев на потом, когда может быть уже поздно.