Новый законопроект: без права на аборт

Posted on: чт, 05/26/2011 - 15:43 By: admin

Изменение российского законодательства — один из действенных инструментов в решении проблем демографии. Сегодня православная общественность активно участвует в обсуждении новых законодательных инициатив, которые затрагивают тему абортов. О том, что нового готовы предложить защитники жизни сейчас, рассказывает заместитель сопредседателей Церковно-общественного совета по биоэтике при Московской Патриархии, доктор философских наук Ирина Силуянова.

 

— Ирина Васильевна, расскажите о новых законопроектах, которые так горячо обсуждаются сегодня.

— Недавно появились два новых законопроекта. Один из них предложен депутатами Государственной Думы от фракции «Справедливая Россия». Этот законопроект вносит изменения в ряд действующих законов с целью усиления гарантий права на жизнь, включая закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Второй документ — «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» — разработан Минздравсоцразвития. Православная общественность не смогла оставить без внимания появление этих проектов, поскольку они содержат внутри себя прямо противоположные позиции.

В законопроекте Минздравсоцразвития в полном объеме остаются нормы регулирования абортов, которые есть сейчас. То есть аборты можно будет делать и по собственному желанию, и по социальным показаниям, и по медицинской необходимости. А законопроект, подготовленный в стенах Государственной Думы, своей задачей, во-первых, ставит исправление страшной демографической ситуации, в которой оказалась страна, и во-вторых, он направлен на то, чтобы женщины, врачи и общество подходили к вопросам сохранения беременности с нравственных позиций.

В законе, который действует сейчас, прерывание беременности «по желанию» провозглашается «правом женщины». С этим принципиально нельзя согласиться, потому что это своего рода «лицензия на убийство» собственного ребенка.

Новый законопроект (тот, что разработан в Госдуме), который мы поддерживаем, заменяет эту норму на формулировку: «Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве».

Эта новая редакция блокирует правовой пиар преступного деяния. То есть защитники абортов не смогут утверждать, что аборт является «правом женщины». Современная юриспруденция — это форма регулирования человеческого поведения, и мы должны добиваться того, чтобы это регулирование не противоречило традиционной морали и нравственности нашего общества.

Кроме того, думский законопроект вводит ежемесячное пособие в размере 2 тысяч рублей для сохранения беременности, если женщина находится в трудном материальном положении. Деньги для этих выплат предполагается получать за счет того, что проведение аборта будет выведено из системы обязательного медицинского страхования.

То есть подразумевается, что аборт будет проводиться за счет средств женщины, которая принимает это решение.

Таким образом, налогоплательщики, которые не хотят финансировать аборты в силу своих убеждений, освобождаются от этого морального и материального ига.

Еще одна позиция, которую вводит думский законопроект, — право врача отказаться от производства аборта по нравственным и религиозным убеждениям. Вообще-то такое право гарантируется врачам Всемирной медицинской ассоциацией, и такая норма действует с 1983 года.

Но, к сожалению, до сих пор российское законодательство никак не отреагировало на этот международный документ, и сейчас будет предпринята еще одна попытка согласовать наши законы с нормами профессиональной этики, принятыми международным врачебным сообществом.

— Какие меры по профилактике абортов есть в законопроекте, разработанном в Госдуме?

— Документ предусматривает, что женщине, которая высказывает желание сделать аборт, врачи в медицинском учреждении обязаны обеспечить визуализацию плода и прослушивание его сердцебиения.

Ведь если женщина увидит на УЗИ своего ребенка и услышит его сердце, это может стать для нее толчком к пониманию, что ее ребенок уже живой человек, а не просто неодушевленное плодное яйцо. Такая практика существует в Европе, и она дает очень неплохие результаты.

Кроме того, этим законопроектом вводится четкая регламентация для аптек, которые, если закон вступит в силу, будут обязаны продавать средства для медикаментозного аборта только по рецептам врачей тех женских консультаций, где женщина стоит на учете. Таким образом, ограничивается неуправляемое медикаментозное прерывание беременности.

Также нужно отметить, что этот документ предусматривает создание специальных мест в учреждениях соцзащиты или здравоохранения, где женщина может оставить ребенка, если жизненные обстоятельства не позволяют ей воспитать его.

То есть не просто выбросить его на улицу, а оставить его в специальном месте, где ребенку сохранят жизнь и обеспечат медицинский уход. Это освободит женщин от уголовного наказания, которое, как правило, следует, если будет доказано, что женщина, оставив своего новорожденного ребенка, практически обрекла его на смерть.

Еще одно новшество — введение согласия мужа на производство аборта, если женщина замужем. Таким образом, уравниваются права и ответственность супругов за принятие решения о том, жить их ребенку или нет.

— Насколько реально, что в этот раз нормы, о которых вы говорите, будут приняты Государственной Думой и в деле борьбы за детские жизни появятся подвижки?

— Насколько реально это произойдет, сказать очень трудно, потому что предугадать, как развернется обсуждение этого законопроекта в Думе, невозможно. Это дело совести и ответственности депутатов за то положение, в котором находится Россия.

Конечно же, мы будем добиваться получения информации о том, какую позицию занял и как голосовал каждый депутат, каждая фракция. Могу сказать, что наше общество ждет введения моральных, а не аморальных норм закона.

Хотя, конечно, нужно признать, что далеко не все наши соотечественники готовы согласиться с положениями этого законопроекта. Действовавшее 70 лет законодательство настолько деформировало нравственное сознание, что порой трудно вернуть людям четкие представления о недопустимости уничтожения жизни собственных детей и массовой абортивной деятельности в стране.

И здесь необходимо отметить ту колоссальную работу, которую проводит Русская Православная Церковь, патриарх и каждый священник, церковно-общественные объединения, такие как Медико-просветительский центр «Жизнь», Общество православных врачей имени святителя Луки, Церковно-общественный совет по биомедицинской этике и другие, для того, чтобы изменить ситуацию в стране.

Я полагаю, что принятие закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления гарантий права на жизнь» неизбежно будет способствовать духовно-нравственному оздоровлению нашего общества в целом и поможет каждой женщине с благодарностью принять дар деторождения.

— Иерархами Церкви сегодня много говорится о том, что в решении демографических проблем необходимо взаимодействие Церкви, государства и общества. Какие пути этого взаимодействия могут быть наиболее эффективными сегодня?

— Как свидетельствует социальный опыт, эффективные пути — это просветительская деятельность средств массовой информации, социальная реклама и просветительская и воспитательная работа в школах и вузах.

Важна и необходима организация и проведение совместных научно-просветительских конференций, совместные акции по распространению пролайферских идей в средствах массовой информации. Подготовленные люди должны рассказывать молодежи о сути искусственного прерывания беременности, о тех опасностях, которые таит аборт для женского здоровья, для духовно-нравственного благополучия человека.

Информацию до людей надо доносить всеми возможными способами. Но, к сожалению, достучаться до ТВ, до редакций популярных газет и журналов бывает очень трудно.

В этом деле нам надо использовать опыт других стран, например современной Польши, где действует законодательный запрет на аборты, поскольку Церковь и государство активно взаимодействуют. Позиции Церкви транслируются СМИ очень мощно, поэтому сильны и пользуются авторитетом в обществе.

То же самое можно сказать и про Израиль, где аборты запрещены, где религиозное сознание и национальные приоритеты политиков определяют их политическую и законотворческую деятельность. А наши люди даже не знают об этом.

Нас элементарно не информируют о том, что цивилизованный мир, включая все страны Европы, существует в режиме очень жестких ограничений на искусственное прерывание беременности. И даже если где-то аборты разрешены, то они ограничиваются целым рядом условий.

Такого либерального законодательства, как в России, с аморальным провозглашением права (!) на детоубийство, нет нигде в мире.

Если говорить о конкретных примерах успешного сотрудничества Церкви и государства в России, то это, прежде всего, деятельность в рамках Договора о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и социального развития и Русской Православной Церковью.

В рамках этого договора действует Общество православных врачей России (ОПВР), Церковно-общественный совет по биомедицинской этике при Московской Патриархии (ЦОС), которые объединяют и ведущих ученых-медиков, и практикующих врачей, и священнослужителей, и неравнодушных верующих пациентов. Эти организации проводят научно-практические конференции в ведущих медицинских университетах России. Ведется и научно-аналитическая и экспертная работа.

Результаты этой работы доводятся до общественности в форме заявлений Церковно-общественного совета по биомедицинской этике (ЦОС). Мы стараемся, чтобы заявления ЦОС, результаты научных исследований врачей — членов ОПВР и документы международных организаций попадали в учебные пособия, доходили до студенческой молодежи.

Но, тем не менее, я считаю, что каналов информирования населения еще очень мало. Например, такой документ, как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», где много внимания уделено вопросам здоровья человека и биоэтике, можно было бы изучать в школах и вузах, но контакта с властями по этому вопросу пока достичь не удалось.

К сожалению, можно с горечью констатировать, что широкого доступа у людей в России к таким важным документам нет. Средства массовой информации до народа данную информацию в силу разных причин не доводят.

— Как проблема демографии связана с так называемым принципом «планирования семьи»?

— Вся суть идеологии «планирования семьи» заключается в банальной пропаганде контрацепции. И ее результат — не выход из демографического кризиса, а получение фармфирмами прибыли с продаж контрацептивов.

— Какие из новых медицинских технологий вмешиваются в природу человека, и как они влияют на репродуктивный потенциал нации?

— Сегодня медицина развивается стремительно, и появился ряд технологий, к которым нужно относиться очень осторожно. Например, искусственное оплодотворение, или, точнее, методы вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). Те, кто лоббируют эти технологии, в ходе которой уничтожается масса человеческих эмбрионов, претендуют на решение демографических проблем.

Но смешивать задачи преодоления демографического кризиса с развитием вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) абсолютно некорректно, так как очевидно, что методами ВРТ демографических проблем России не решить. Надо смотреть «в корень» проблем.

Массовое бесплодие как феномен современного общества — это результат массового применения искусственного прерывания беременности. Ограничение этих процессов — путь к решению демографических проблем.

Новое социальное явление, связанное с ВРТ, — суррогатное материнство. Запускать финансовые механизмы развития суррогатного материнства означает вступить в противоречие с естественными механизмами нравственных отношений, встать на путь разрушения традиционной семьи. Не секрет и неудовлетворительное состояние здоровья детей, рожденных с помощью ВРТ. Ведущие медики страны предупреждают о росте инвалидности среди детей, которые рождаются такими методами.

К новым технологиям относятся технологии, связанные с использованием эмбриональных стволовых клеток человека. Положительные результаты их применения для здоровья человека еще проблематичны. Но уже сейчас они становятся мощной поддержкой для того, чтобы массовое производство абортов в стране (как источника стволовых клеток) ничем не было ограничено.

Для современной медицины характерны и разработка, и внедрение новейших технологий. Наша задача — информировать людей о том, чтобы лозунги и реклама о благих целях, которые ставят перед собой создатели этих технологий, не закрывали вопросов о средствах и формах их достижения и о моральных границах возможного их применения.

Здесь очень много различных подводных камней, и люди должны знать об этом. Не все так замечательно и чудесно получается при использовании новых технологий, как хотелось бы. За тем, что они так стремительно входят в нашу жизнь, стоит много причин: деньги, неквалифицированная политика определенных лиц, которая в итоге приводит к снижению рождаемости и ослаблению нашей страны.

Все, о чем мы сейчас говорим, не просто понять: новые технологии, высокие идеи… Но зато просто увидеть то, что многие молодые люди просто заражены вульгарным пониманием «прав» человека. Попробуйте поговорить с молодой девушкой об ограничениях, которые предлагает думский законопроект, с которого мы начали разговор! Ведь, как правило, современная девушка начнет говорить о своих правах на свободу действия — на свободу действия по принципу «чего захочу».

И, к сожалению, вряд ли кто-либо, будь то учитель, врач или даже президент, опираясь на сегодняшнее законодательство, сможет ее убедить в том, что не все можно делать со своим ребенком, что можно сделать «по желанию» до 12 недель, и что такие действия, как искусственное прерывание беременности, приносят очень горькие плоды.

В Госдуме комитетом по делам семьи, женщин и детей под руководством Е. Б. Мизулиной проведена огромная работа, чтобы у нас были не только моральные, но и законодательные основания помочь нашим женщинам обрести радость материнства.

 

Беседовала Антонина Мага